История госпиталя в зале Дворянского собрания

Продолжаем путешествовать с помощью рубрики Медицинская География. Сегодня мы перемещаемся в солнечный Севастополь!

В 1855 году, во время Крымской войны, Пирогов был главным хирургом осажденного англо-французскими войсками Севастополя и развернул перевязочный пункт в зале Дворянского собрания. На переднем плане картины Николай Иванович стоит в раздумье возле лежащего на носилках раненого, которого поит сестра милосердия. Сестры милосердия оказывали огромную помощь в уходе за ранеными, а также в организации госпиталей, приготовлении лекарств, перевязках. Пирогов был первым, кто широко использовал женский труд на театре боевых действий.

«Для всех очевидцев памятно будет время, проведенное с 28 марта по июнь месяц в дворянском собрании (там размещался госпиталь), – вспоминал позже Пирогов. – Во все это время около входа в собрание, на улице, там, где нередко падали ракеты, взрывая землю, и лопались бомбы, стояла всегда транспортная рота солдат; койки и окровавленные носилки были в готовности всегда принять раненых, кровавый след указывал дорогу к парадному входу собрания…

Огромные танцевальные залы… беспрестанно наполнялись и опоражнивались; приносимые раненые складывались вместе с носилками целыми рядами на паркетном полу, пропитанными на целые полвершка запекшейся кровью, стоны и крики страдальцев, последние вздохи умирающих, приказания распоряжающихся – громко раздавались в зале. Врачи, фельдшера и служители составляли группы, беспрестанно двигавшиеся между рядами раненых, лежавших с оторванными и раздробленными членами, бледных, как полотно, от потери крови и от потрясений, производимых огромными снарядами; между солдатскими шинелями мелькали везде белые капюшоны сестер, раздававших вино и чай, помогавших при перевязках; двери залов ежеминутно растворялись и затворялись, вносили и выносили по команде: «На стол», «На койку», «В дом Гущина», «В инженерный», «В Николаевскую».

Все стремятся за помощью, каждый хочет скорого пособия, раненые громко требуют перевязки или операции, умирающий – последнего отдыха, все – облегчения и сострадания. Где можно было без деятельных и строгих мер, без неусыпной деятельности найти достаточно места и рук для оказания помощи безотлагательной!»

Узнать еще много интересного можно при посещении зала Н.И. Пирогова в Военно-медицинском музее.