Богатая коллекция Военно-медицинского музея раскрывает самые разные темы. Часть экспонатов наглядно показывает развитие санитарной авиации.
Санитарная авиация предназначена для оказания экстренной медицинской помощи в условиях плохой транспортной доступности или большой удаленности от медицинских учреждений, а также для быстрой транспортировки больных или пострадавших, когда этого требует тяжесть их состояния. Санитарная авиация в СССР возникла в 1927 г., когда для Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца был построен первый самолет. Затем появились его модификации и самолеты, сконструированные на основе других моделей.
На базе учебного самолета У-1/У-2 было создано несколько разных моделей. Одна из них – легкий санитарный самолет с аббревиатурой «С» (1932 г., ОКБ Н.Н. Поликарпова). В 1938 г. РККА впервые организованно применила санитарные самолеты в боях у реки Халхин-Гол. Самолеты с «кабиной Бакшаева» (1937 г.) переносили на крыльях контейнеры с больными на носилках. Во время советско-финского конфликта 1939-1940 гг. по предложению техника Филатова на фюзеляже была установлена фанерная кабина-коробка, разделенная продольной перегородкой по оси самолета, с откидными крышками. Места хватило на двух раненых вместо одного. В официальных документах самолет получил название С-3 (иногда он назывался СКФ – санитарная кабина Филатова). Модель этого вида самолёта, изготовленная в 1944 г. макетчиком В.С. Горшковым, находится в фондах Военно-медицинского музея.
В 1942 г. появились отдельные санитарные авиационные эскадрильи и санитарные авиационные полки. Малые санитарные самолеты (С-3 и другие) вывозили раненых из полевых госпиталей в госпитали армейского и фронтового тыла. «Эски» вынесли на себе основную тяжесть первых полетов в тыл противника к партизанам и окруженным частям Красной Армии для установления связи, доставки боеприпасов, медикаментов. На обратном пути «эски» вывозили раненых и больных на большую землю. Всего за годы войны с помощью санитарной авиации было транспортировано около 1 млн раненых и больных с фронтов и из партизанских отрядов, и сотни тысяч тонн медицинских грузов.
Узнать более подробно о санитарной авиации и увидеть модели самолётов можно на выставке «На крыльях милосердия. История санитарного транспорта», которая продлится до конца 2018 года.