Программа балета «Брама», которую годы хранил Г.И. Турнер

В коллекцию Военно-медицинского музея входит удивительный экспонат – программа балета «Брама», принадлежавшая одному из основоположников отечественной ортопедии и большому любителю музыки – Генриху Ивановичу Турнеру. Этот балет был написан итальянским композитором и дирижёром Костантино Даль’Арджине и впервые поставлен балетмейстером Ипполитом Монплезиром в театре «Ла Скала» в 1869 г. 

Почему балет "Брама" стал уникальным воспоминанием?

Генрих Иванович Турнер увидел «Браму» в Петербурге в 1889 году. Партию Падманы в нем исполняла выдающаяся итальянская балерина Вирджиния Цукки (1847-1930), гастролировавшая в России в 1885-1892 гг., сперва в антрепризе М.В. Лентовского, затем в Марииинском театре (где в 1885-1888 годах была прима-балериной), а позже – в частных театрах Москвы и Петербурга.

Современники восторгались умением Вирджинии подчинить виртуозную технику созданию сценического образа и раскрытию содержания спектакля. Среди поклонников таланта итальянки был К.С. Станиславский, упоминается ее имя в произведениях А.П. Чехова. Выступление Вирджинии Цукки в роли Падманы в Красном Селе в 1888 г.  подробно описывал А.Н. Бенуа в своих «Воспоминаниях о русском балете».

Почему у Матильды Кшесинской хранился " в банке со спиртом подаренный Цукки цветок"?

Огромное влияние искусство Цукки оказала на Матильду Феликсовну Кшесинскую. Выдающейся балерине посвящен значительный фрагмент ее воспоминаний: «Мне шел четырнадцатый год, когда к нам приехала знаменитая балерина Вирджиния Цукки… Вирджиния Цукки была уже тогда немолода, но ее необычайное дарование было еще в полной силе. Она произвела на меня впечатление потрясающее, незабываемое. Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной. Цукки обладала изумительной мимикой. Всем движениям классического танца она придавала необычайное очарование, удивительную прелесть выражения и захватывала зал.

Для меня исполнение Цукки было и осталось подлинным искусством, и я поняла, что суть не только в виртуозной технике, которая должна служить средством, но не целью. У Цукки были необыкновенно выразительные движения рук и изгиб спины, которые я хотела запомнить, жадно следя еще детскими глазами за ее исполнение... Цукки видела мое обожание, и у меня долго хранился в банке со спиртом подаренный ею цветок, который потом пришлось оставить в России».

Вероятно, дарование Вирджинии вызвало сильный отклик в душе и выдающегося врача Генриха Турнера, заставив его долгие годы хранить программу балета, билет с этого представления и даже лоскуток носового платка, быть может, принадлежавшего великой балерине.