Этюд маслом на рентгеновской пленке

Выдающийся ученый с мировым именем, виртуозный хирург, руководитель крупной офтальмологической школы, академик УССР и АМН СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки Владимир Петрович Филатов (1875–1956) свою жизнь посвятил решению важнейшей проблеме офтальмологии – возвращению зрения при болезнях и травмах глаз, вопросам восстановительной хирургии и внедрению в практику тканевой терапии. В.П. Филатов является автором уникальной операции – частичной сквозной кератопластики, при которой осуществляется пересадка роговой оболочки; метода лечения отслойки сетчатки прижиганием склеры; оперативных вмешательств при злокачественных опухолях глазницы; способов лечения глаукомы и трахомы.

Фактом чрезвычайной важности является создание В.П. Филатовым оригинального инструментария, применяемого при операциях на глазах, использование глаз от трупов, а также проведение эластотонометрических исследований офтальмотонуса для ранней диагностики одного из тяжелейших заболеваний, приводящих к слепоте – глаукомы. В.П. Филатов внес ценный вклад в развитие восстановительной хирургии, разработав оригинальный метод пластики на круглом стебле, получившем название «Филатовский стебель», широко применявшийся в годы Великой Отечественной войны. Одним из первых он стал применять тканевую терапию в офтальмологии, геронтологии и других областях медицины. Внедрил в производство ряд тканевых лекарственных препаратов, обогащенных биогенными стимуляторами. В.П. Филатов обладал широким кругозором, любил искусство, музыку, сочинял юмористические стихотворения и поэмы. Любил писать пейзажи.

 

В художественном фонде Военно-медицинского музея бережно хранятся уникальные по своему исполнению художественные работы Владимира Петровича Филатова. Одна из них – выполненный в 1952 году в Закарпатье «Этюд маслом на рентгеновской пленке». На этом этюде размером 17,5х23,5 яркими масляными красками изображена лесная поляна. На переднем плане видны стволы лиственных деревьев. Этюд пронизан солнечным светом. В правом нижнем углу видна подпись автора.