Сергей Васильевич Лукьяненко является одним из самых узнаваемых современных российских писателей, не только в России, но и за рубежом. Его книги формируют актуальный облик русской фантастики и радуют миллионы читателей. Поистине Сергей Лукьяненко – классик русской фантастики. Но мало кто знает, что свой профессиональный путь Сергей Васильевич начал в медицинской сфере, как и А.П. Чехов и М.А. Булгаков.
Продолжение династии врачей
Сергей Васильевич Лукьяненко – российский писатель-фантаст. Родился 11 апреля 1968 года в городе Каратау, Казахстан. Родители Сергея Васильевича – врачи, отец – психиатр, а мать работала в наркологии, учитывая, что брат писателя работает врачом-кардиологом, совершенно не удивительно, что будущий классик русской фантастики также устремился в медицинскую сферу. Он получил образование по специальности врач-терапевт, а позднее прошел ординатуру по специальности врач-психиатр.
Сергей Васильевич, по своему собственному признанию, начал писать из-за скуки. Сергей любил читать с самого детства, а вот писать сочинения и изъяснять мысли автора и раскрывать темы – нет. Но однажды, в период студенчества, живя на съемной квартире, оставшись наедине с самим собой, он вдруг обнаружил, что заняться ему нечем. Нет ни хорошей книги под рукой, а по телевизору идут малоинтересные передачи. И будущий писатель нашел нетривиальный выход из сложившийся ситуации: «Я, вдруг, наивно подумал, что если нет книжки, которую я могу почитать, можно взять и написать что-нибудь такое, что я бы хотел сам почитать». Это все вылилось в короткие рассказы, записанные в тетради. Постепенно писательство выходит на первый план, заменяя медицину, и уже с 1995 года Сергей Васильевич становится профессиональным писателем.
Знание человеческой психики - залог продуманных образов?
Широкому читателю Сергей Лукьяненко стал известен, когда в 2004 году вышла экранизация первого романа из цикла «Дозоры» - «Ночной дозор». В 2006 году вышел сиквел фильма – «Дневной дозор», который закрепил успех франшизы и сделал ее народной.
В произведениях Лукьяненко персонажи получаются живыми, со своими слабостями и пределами и периодически им нужна медицинская помощь. Именно в этих моментах немного раскрывается первичная профессиональная сфера писателя – медицина. Также, возможно, свои знания об устройстве человеческой психики, использует в своих работах, для создания более продуманных и естественных образов.
«Светлана, - спросил я. - А иного выхода нет? По-другому помочь вашей матери? Кроме трансплантации?
- Нет. Я врач, я знаю. Медицина не всесильна.
- А если не медицина?
Она замешкалась: - О чем вы, Антон?
- Неофициальная медицина, - сказал я. - Народная.
- Антон...
- Я понимаю, Светлана, трудно поверить… Но неужели все - ложь?
- Антон, покажите мне человека, который вылечил действительно тяжелую болезнь, - Светлана с иронией посмотрела на меня. Только не рассказывайте про него, а покажите! Самого человека, и его пациентов, желательно - до и после лечения. Тогда поверь, во все поверю…
- Могу показать, - сказал я. И вспомнил, как однажды в офис притащили Данилу. Это была обычная стычка (с оборотнями)…
Данила шел первым, и его серьезно порвали. Левое легкое, сердце, глубокое ранение в печень, одну почку вырвали начисто. Чинил Данилу шеф, помогал почти весь персонал Дозора, все, у кого в тот момент были силы…
И все-таки я временами поглядывал на Данилу. Он погружался в сумрак то один, то вместе с шефом. При каждом появлении в реальности раны уменьшались. Это было не столько сложно, сколько эффектно, ведь раны были свежие и не предопределенные судьбой. Но никаких сомнений в том, что шеф способен вылечить мать Светланы, я не испытывал. Даже если ее судьба обрывается в ближайшем будущем, если она непременно умрет. Вылечить - возможно.
Смерть наступит по другим причинам... ».
Я пишу о здоровых людях, поэтому медицинское образование не очень полезно
Богатый жизненный опыт и психиатрическое образование позволяют героям его произведений быть объемнее, что благотворно влияет и на правдоподобность сюжетов, и на реалистичность образов. Сам же Сергей Васильевич высказывается о своем образовании так: «Вряд ли оно помогает, я пишу о здоровых людях, поэтому медицинское образование не очень полезно. Но иногда бывают ситуации, где что-то вспоминаешь и оно пригождается. Любое высшее образование помогает выстраивать картину мира, знаний; учит работать с первоисточниками. В любом случае оно полезно».
Тема медицины в произведениях Сергея Лукьяненко затрагивается часто. В романах это порой излишне красочные описания ранений или процессов, происходящих в человеческом теле. А для некоторых рассказов медицина в целом может являться важной составляющей сюжета, как в произведениях «Сердце снарка» и «Гаджет».
Сергей Васильевич Лукьяненко – достойный представитель современной российской литературы и один из основоположников современной российской фантастики.
Подробнее узнать, как в русской и зарубежной литературе отразились проблемы медицины, и изучить историю совместной борьбы писателей и врачей против смертельных недугов можно на выставке «Медицина и литература» в Военно-медицинском музее.