Фотография «Знак «Женщина-врач, принадлежавший Вере Ковалевской-Чистович»

История российской медицинской науки знает немало врачебных династий: Боткины, Вишневские, Бехтеревы. Однако род Чистовичей может похвастаться особой преданностью медицине, ведь на протяжении полутора веков члены этой семьи были связаны с ней.

Вера Александровна Ковалевская-Чистович, жена патологоанатома и профессора Федора Яковлевича Чистовича (1870-1942), была не только его сподвижницей и вдохновительницей, но и учёным, бактериологом. Родилась она в семье видного биолога и эмбриолога Александра Онуфриевича Ковалевского (1840-1901) и Татьяны Кирилловны Ковалевской (урожденной Семеновой) (1845-1913) в 1869 (1870?) году.

Вера Александровна училась в Берне в медицинском институте, защитила диссертацию на тему двигательной реакции микроорганизмов на химический раздражитель (хемотаксис).Затем работала у И.И. Мечникова в Институте Пастера в Париже, сдавала экзамены на допуск к российской врачебной практике в Гельсингфорсе. Она стала одной из первых дипломированных женщин-врачей, докторов медицины.

Вера Александровна была первой женщиной-штатным ассистентом (1898-1907) при первой в России кафедре микробиологии Петербургского женского медицинского института, где работала под руководством Д.К. Заболотного.

После революции 1917 года, вернувшись из Казани, где ее семья жила несколько лет, Вера Александровна продолжила трудовую деятельность в Институте усовершенствования врачей в Ленинграде. Умерла В.А. Ковалевская-Чистович в июле 1928 года.

В Военно-медицинском музее хранится черно-белая фотография нагрудного знака «Женщина-врач», принадлежавшего Вере Александровне. Этот серебряный знак был утвержден 14 июля 1880 года. Он представляет собой позолоченную монограмму из букв «Ж» и «В», окруженных дубовым
овальным венком, внизу которого изображены чаша и две змеи, а вверху – герб Российской империи. Носили его справа, даровался он лично императором после сдачи итоговых экзаменов по окончании Женских врачебных курсов и служил подтверждением квалификации выпускницы взамен соответствующих документов.

Вопрос о том, может ли женщины слушать лекции в университетах и быть врачами, стал серьезно волновать общественность в 60-х годах XIX века, и на этот счет не сложилось единого мнения. Однако в 1870 году было получено разрешение читать публичные лекции для женщин при Петербургском университете, а 2 ноября 1872 года в Санкт-Петербурге при Медико-хирургической академии были учреждены «в виде опыта» «Особые женские курсы для ученых акушерок». К обучению допускались женщины не моложе 20 лет, имевшие среднее образование или диплом домашней учительницы.

Преподавали на курсах профессора академии. Спустя четыре года успешного существования курсы по Высочайшему повелению от 4 марта 1876 года были преобразованы в Высшие женские врачебные курсы с пятилетним сроком обучения и самостоятельностью от Медико-хирургической академии. Занятия переносились в женское и детское отделения Николаевского военного госпиталя. По окончании обучения слушательницы могли осуществлять «акушерскую, женскую вообще и детскую практику».

С началом русско-турецкой войны 1877-1878 гг. 25 слушательниц курсов добровольно отправились на театр военных действий, где проявили себя с лучшей стороны, самоотверженно оказывая помощь раненым и больным в госпиталях.

Несмотря на высокую оценку деятельности в боевой обстановке слушательниц Высших женских врачебных курсов со стороны военного командования, сочувствие земских организаций, крупные вклады меценатов и поддержку со стороны артистов и писателей, 5 августа 1882 г. император Александр III подписал Указ об их закрытии. Изменения во внутренней политике государства коснулись и женского медицинского образования. Новый виток в развитии оно получило в 1897 г. открытием Женского медицинского института, первого в России и в Европе постоянного высшего учебного заведения, в котором женщинам предоставлялась возможность получить высшее медицинское образование.

Тема «Женские образы в медицине» – одна из самых важных для Военно-медицинского музея, раскрывается на выставке «Три героини. Три эпохи. Одна судьба». Приглашаем вас её посетить.