Скульптура Я.А. Троупянского «Военный лекарь первой четверти XVIII века»

Как только экспозиция Военно-медицинского музея снова откроется для посетителей, на выставке «Азбука медицины» можно будет увидеть статуэтку «Военный лекарь первой четверти 18 века».

Перед вами гипсовая статуэтка, изображающая человека, одетого по моде XVIII века: длинный, открытый спереди камзол, панталоны и чулки до колен. На голове его парик и треугольная шляпа, шея повязана элегантным шарфом, в левой руке он держит книгу, в правой свёрток. Это не учёный и не поэт – перед вами изображение лекаря начала XVIII века. Как сильно этот образ отличается от образа современного врача! И дело не только в том, что мода за три столетия сильно изменилась: в те времена не существовало специальной одежды для врача, выделяющей его на фоне представителей других профессий. С тех пор, благодаря прогрессу, основы медицины, принципы осмотра и методы лечения больного существенно поменялись.

Для чего лекарю книга и что изображено на свитке, который он держит в руке? Там багаж теоретических знаний – сложные классификации болезней, изучая которые он сможет вылечить пациента. Медицина в то время была дисциплиной теоретической, а
не практической.

В начале XVIII века в медицинской практике утвердилась «типологическая патология». Это особый взгляд на природу болезни, при котором врач смотрел на больного через призму классификации болезней. Любой недуг для него представлялся совокупностью застывших синдромов, без развития. Врач более комментировал болезнь, нежели вдумывался в её причины. Схожие по симптомам заболевания считались подобными, аналогия объясняла сущность.

Чтобы вылечить человека важно восстановить гармонию во Вселенной, частью которой является пациент. Болезнь не существует сама по себе, она – часть общего мироздания. Не случайно лекарям в 18 веке рекомендовали при осмотре больного: «Нужно, чтобы тот, кто описывает болезнь, позаботился о различении свойственных ей симптомов, являющихся её обязательным сопровождением, от случайных и необязательных, зависящих от темперамента и возраста больного».

Привычное нам клиническое мышление, когда для врача симптом трансформируется в знак, по которому он может поставить диагноз, появляется только в конце 18 века. Для выявления этих симптомов медики начинают вглядываться в тело больного и всесторонне изучать его с помощью инструментов и приборов. Так рождается современный образ врача: человека в халате с фонендоскопом на шее. А до этого периода врач ходил в изящном камзоле со свитком в руках.


Автор этой небольшой скульптуры – Я.А. Троупянский. В музее хранится несколько его работ. Яков Абрамович Троупянский (1898-1955) является выпускником Неаполитанской Академии художеств и Академии художеств в Санкт-Петербурге. В начале творческой деятельности занимался монументально-декоративной скульптурой, оформлял фасады и интерьеры в Петербурге-Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. С 1934 г. по 1941 г. изготовлял скульптурные работы для Управления строительства военно-морского флота. В годы блокады занимался реставрацией и консервацией скульптурных памятников Ленинграда. После войны занимался преподавательской
деятельностью. Не случайно Я.А. Троупянскому удалось точно отобразить внешний вид врача XVIII века и вместе с ним и сущность медицины того периода.