Рисунок К.И. Финогенова «Вход в операционную эвакоприёмника № 54 на правом берегу Волги. Сталинградский фронт»

2 февраля 1943 года, 80 лет назад, разгромом немецких войск закончилась Сталинградская битва. Уничтожение 6-й армии Паулюса стало началом коренного перелома в Великой Отечественной войне, имело гигантское военное, политическое и идеологическое значение.
Огромный вклад в эту победу внесли советские медики. Одним из свидетельств их героической работы в Сталинграде служат работы члена фронтовых бригад Военно-медицинского музея, художника Константина Ивановича Финогенова.

Пройдя всю войну, он запечатлевал самые разные ее аспекты и временные периоды: от первых месяцев до взятия Берлина, от портретов высшего командного состава до лиц солдат и партизан, их
быта. Он не только входил в состав фронтовых бригад музея, которые командировались для «изображения подлинной жизни медико-санитарной службы Красной армии передового района», но и работал в газете «Правда», участвовал в создании серии плакатов «Окна ТАСС».

Особое место среди произведений художника занимают серии рисунков, посвященные его родному городу – Сталинграду, например, его работа «Вход в операционную эвакоприемника № 54 на правом берегу Волги», полученная Военно-медицинским музеем в 1943 году. Рассматривая ее, можно увидеть те особые трудности, с которым сталкивались медицинские работники во время Сталинградской битвы.

Первой трудностью было отсутствие помещений. В результате совершенного 4-м воздушным флотом Люфтваффе 23 августа 1942 года массового налета и последовавшего за ним страшного пожара город был превращен в руины – уничтожено более половины жилого фонда, разрушены промышленные и хозяйственные здания. Это, как и продолжающиеся налеты авиации и удары артиллерии, вынуждало развертывать медицинские пункты в руинах зданий, подвалах, штольнях, канализационных трубах и колодцах. Например, госпитальное отделение медсанбата 13 ГСД размещалось в канализационной трубе, операционная медсанбата 39 СД в штольне, эвакуационная и операционная эвакопункта № 54 в ресторане.

Но главной проблемой стало наличие в непосредственном тылу Волги – гигантского водного пространства. Эвакуация раненых с правого берега, где шли бои, на левый, где находилась основная масса медицинских пунктов и госпиталей, помогла спасти жизни тысяч красноармейцев, но проходила она в отчаянных условиях. Зачастую эвакуация шла ночью, на неспециализированном, возвращающемся на левый берег после доставки припасов транспорте, под авиационным, артиллерийским, а когда немцам удавалось пробиться к берегу, и ружейно-пулеметным огнем. Так, 14 октября, за одни сутки под обстрелами на левый берег было переправлено около 1400 раненых. Однако часто из-за погоды или особо сильных обстрелов эвакуация становилась полностью невозможной. Все это обуславливало необходимость размещать полковые и батальонные медицинские и эвакуационные пункты на правом берегу – в зоне боевых действий. При этом иногда от противника эти пункты отделяли несколько сотен метров.

Конечно, это позволяло организовывать эвакуацию и оказывать помощь тяжелораненым в первые, самые важные часы, но платить приходилось жизнями советских медиков. Так, эвакопункт № 54 за неделю работы на правом берегу, с 20 по 27 сентября, потерял 20 человек своего персонала.

Как говорил маршал Советского Союза, командовавший в годы Сталинградской битвы 62-й армией, Василий Иванович Чуйков: «Замечательные дела врачей, медицинских сестер, санитарных инструкторов, боровшихся вместе с нами плечом к плечу на правом берегу Волги, останутся навсегда в памяти каждого…
Самоотверженность медицинских работников, находившихся, по существу, на переднем крае борьбы с врагом, помогла 62-й армии выполнить боевую задачу».

Узнать больше о творчестве К. И. Финогенова и работе фронтовых бригад Военно-медицинского музея в годы Великой Отечественной войны и увидеть их работы можно на выставке «Мы взрослыми стали на фронте», открытой в честь 80-летнего юбилея музея, а также на экспозиции.