8 сентября началась блокада Ленинграда, которая длилась 862 дня. Коллекция Военно-медицинского музея, связанная с медициной и бытом блокадного города, — одна из богатейших в России.
В годы Великой Отечественной войны на территорию Военно-медицинской академии немецкими войсками было сброшено более тысячи авиационных бомб и артиллерийских снарядов. Следы этой разрушительной войны запечатлел советский художник, график — Амшей Маркович Нюрнберг (1887–1979).
Он родился 21 апреля 1887 года в городе Елисаветград Российской империи (ныне Кропивницкий, Украина), был выходцем из большой семьи евреев-торговцев, владеющих собственной рыбной лавкой. Амшей не испытывал интереса к коммерции и больше тяготел к творческой деятельности. В 1905 году он поступил в Одесское художественное училище, где проучился до 1911 года. С 1911 по 1913 гг. Амшей Маркович учился в Париже у местных художников и примерно в то же время познакомился с Марком Шагалом. В конце 1913 года Амшей Нюренберг вернулся в родной Елисаветград и начал преподавательскую деятельность.
В 1919 году Амшей Маркович занимал должности комиссара искусств Одессы и начальника Комитета охраны памятников искусства и старины, однако уже в 1920 году переехал в Москву, где начал работать в Окнах РОСТа.
В 1921 году Нюрнберг стал одним из основателей и участников известного художественного объединения Новое общество живописцев (НОЖ). В 1922-1924 гг. художник преподавал историю западного изобразительного искусства в Московском ВХУТЕМАСе.
В марте 1944 года художник прибывает в Ленинград. Город будто бы рассказал художнику о том, что ему пришлось пережить в эти страшные годы. Эмоциональное звучание блокадных рисунков и этюдов художника даёт надежду на возрождение и архитектуры города, и природы, и мирной жизни людей. Обратимся к рисункам художника. Они выполнены в единой технике (бумага, карандаш) и эскизной стилистике: перед нами рисунки-наброски, сделанные на скорую руку, но именно благодаря этому произведения выглядят живо и реалистично.
Первый рисунок – «ВМА. Амбразуры в главном корпусе». Перед нами крупным планом предстает часть стены здания со следами попадания снарядов, в центре две амбразуры в кирпичной кладке заложенных окон. Перед фасадом – опрокинутая тумбочка и носилки.

Второе произведение – «Отделение для нервнобольных ВМА». Следующий рисунок – «Главный корпус невропатологического отделения ВМА». Последняя из представленных работ – «Отделение для нервных больных».



Рисунки-наброски, передающие устрашающую атмосферу разрушенного войной города, были получены Военно-медицинским музеем от самого Амшея Нюрнберга в мае 1944 г., после долгожданного снятия блокады Ленинграда.
В художественном фонде Военно-медицинского музея хранятся и другие работы Амшея Марковича. Узнать больше о творчестве художника можно, посмотрев видеоролик «Эхо блокады. Ленинград глазами А. Нюренберга» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=WMiOYiJhkUw. Он был создан в рамках проекта Государственного Русского музея «ИЗОмарафон: художник и война».
Приглашаем Вас посетить музейно-патриотический комплекс «Медицина Великой Победы» с аудио-экскурсией в любой день, кроме вторника. Сеанс начинается в 16:00. Стоимость билета – 150 рублей без льгот. Без записи. Сбор у кассы музея.
Текст публикации подготовлен старшим научным сотрудником Кариной Назанян и младшим научным сотрудником Ариной Шевченко.