Модель санитарного самолета с кабиной Филатова

 

В фондах Военно-медицинского музея хранится немало моделей средств эвакуации, сделанных в годы Великой Отечественной войны в муляжной мастерской музея. Одна из них – модель санитарного самолета С-3 с кабиной Филатова. Модель изготовлена в 1944 году, в то время, когда музей располагался в Москве, из дерева и металла в 1/10 натуральной величины. Ее размеры 16х41х58 см, она покрыта серой краской. Изготовитель этой модели — макетчик В.С. Горшков. Самолеты подобной конструкции использовались в годы советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В 1930 году в системе Гражданского воздушного флота было выделено новое подразделение – санитарная авиация. Для ее оснащения было переоборудовано несколько самолетов. Первым из них стал У-2 (позже — По-2) – биплан, созданный под руководством известного авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944 годы).


С 1934 года самолет У-2 стали выпускать с увеличенным по высоте гаргротом – обтекающим элементом фюзеляжа, который закрывает проводку, трубопроводы и системы, которые выступают за фюзеляж. Этот усовершенствованный колпак начинался сразу за кабиной пилота. В новый гаргрот помещались раненый на носилках и сопровождающий его врач. Машина, приспособленная таким образом для эвакуации, получила название СС (санитарный самолет) или С-1.
Во время советско-финляндской войны, когда ощущалась нехватка санитарных самолетов, и требовалось увеличить их вместимость, техник Филатов предложил конструкцию специальной санитарной кабины СКФ («санитарная кабина Филатова»). Кабина устанавливалась на обычные У-2. Изготавливалась новая кабина из фанеры и реек. Ее основа представляла собой платформу, которая выходила за боковые габариты фюзеляжа, с узлами крепления носилок для двух лежачих раненых (места для медработника не предусматривалось). Сверху эта платформа закрывалась гаргротом обтекаемой формы. Центральная перегородка разделяла кабину на две части и служила также ребром жесткости. К перегородке крепились две откидные крышки для погрузки раненых.


Конструкция самолета с кабиной Филатова (самолет также назывался С-3) отличалась простотой, оригинальностью. Несмотря на изменение центровки из-за увеличенной кабины, техника пилотирования нового санитарного самолета осталась практически неизменной. Однако самолет был тесным, раненые во время полета лежали в одном положении и в зимних условиях замерзали, ведь кабина не отапливалась. «Санитарная кабина Филатова» прошла полетные испытания во время советско-финляндской войны. С 1940 года было налажено серийное производство СКФ.

Силами санитарной авиации, в том числе на машинах, оснащенных кабинами Филатова, во время «Зимней войны» удалось эвакуировать в госпитали более двенадцати тысяч раненых. Модификация самолетов У-2 с помощью кабин Филатова послужила началом для дальнейшего усовершенствования санитарных самолетов. В изучении истории отечественной санитарной авиации, как и в целом средств эвакуации, в числе других материалов, могут помочь уникальные модели, изготовленные специально для Военно-медицинского музея и хранящиеся в нем.

 


Модели санитарного транспорта периода Великой Отечественной войны будут представлены в зале Музей военно-медицинской службы Красной армии, открытие которого планируется в Военно-медицинском музее в мае этого года.