Детская туфелька из концентрационного лагеря войск СС (Майданек)

Детская туфелька из красной кожи, принадлежавшая четырёхлетнему ребёнку, была найдена на складе обуви концентрационного лагеря Майданек. На этом складе одного из бараков шестого поля раздевали людей, приговорённых к смерти в газовой камере, независимо от пола и возраста.

Концентрационный лагерь Майданек изначально создавался как трудовой для местного польского населения, сопротивляющегося немецкой оккупации. Однако очень скоро туда начинают отправлять советских военнопленных, евреев для уничтожения в газовых камерах и детей. Номера погибших в Майданеке присваивались повторно, поэтому подсчитать точное количество жертв непросто. Учёные сходятся во мнении, что в концлагере было уничтожено 150 тысяч человек, их них 80 тысяч казнено, главным образом, в газовых камерах. Согласно воспоминаниям заключённой Майданека О.Н. Клименко «Крематориев было пять, но их не хватало, и добавочно сделали загородку из колючей проволоки, вроде клетки, куда загоняли мужчин нагими вплотную друг к другу, пропустили электрический ток, все дёргались и погибали. Разжигали огонь в яме, из «клетки» бросали трупы и полуживых. Детей бросали живыми.».

Дети попадают в концентрационные лагеря в 1939 году. Это были дети цыган, присланные вместе с матерями из Бургенланда. Впоследствии состав концлагерей пополняется детьми из оккупированных фашистами территорий. Когда дети попадали в фашистские концентрационные лагеря, их разъединяли с родителями и использовали как рабочую силу или объект зверских экспериментов.

Печальную известность приобрёл лагерь в Саласпилсе, расположенный недалеко от Риги. С 1941 по 1944 год там была организована «фабрика» для оказания помощи немецким солдатам: у узников-детей брали «донорскую» кровь и кожу. Маленьких заключённых использовали также для испытаний разных видов ядов, добавляя малышам в пищу мышьяк, делая им смертельные инъекции либо отправляя узников в газовые камеры. Некоторым подопытным фашистские врачи ампутировали конечности. Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Дети, лишённые детства, а многие и жизни. Детская туфелька из коллекции Военно-медицинского музея – немое свидетельство преступлений фашизма. Как пишет О.Н. Клименко «Эти голубые, лихорадочные глаза, пылающие щёки на исхудалом страдальческом лице забыть нельзя».