Групповая фотография «Узницы еврейского женского лагеря в Гутово» (1945)

По инициативе ООН с 2005 г. 27 января ежегодно отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Дата была выбрана в память об освобождении Красной Армией «Освенцима» – концлагеря «Аушвиц-Биркенау», в котором было уничтожено более 1,1 миллиона евреев.

В этот же день, 27 января 1945 г., свободу получили чуть более полутора сотен еврейских женщин из разных уголков Европы: Австрии, Венгрии, Голландии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии. Они были заключенными рабочего лагеря близь польской деревни Гутово, в 60 км восточнее г. Данцига (ныне Гданьск). Узницы были освобождены силами II Белорусского фронта.


Лагерь в Гутово возник в августе 1944 г., когда для строительства оборонительных сооружений в леса были привезены около 1000 заключенных из концентрационного лагеря Штутгоф. Штутгоф, располагавшийся в 36 км восточнее Данцига, был основан 2 сентября 1939 г., сперва как тюрьма для гражданских лиц, а с 1942 г. как концентрационный лагерь.

Здесь проводилось «уничтожение трудом», а в 1943 г. был построен крематорий и газовые камеры. За годы войны через него прошло от 110 до 130 тысяч заключённых, из которых около 65 тысяч умерли. Перевезенные из Штутгофа в леса под Гутово женщины жили в практически неотапливаемых фанерных постройках, голодали, подвергались издевательствам, работали на рытье окопов по 14 часов в день. К январю от болезней, голода и непосильной работы погибла почти четверть заключенных.

Во время отступления немецких частей 600 наиболее крепких узниц были угнаны вглубь Германии. Оставшихся было решено уничтожить при помощи инъекций. К счастью для многих, убийцы, не имевшие медицинского образования, впрыскивали яд подкожно, а не вводили его в вену. Видя, что узницы живы, один из лагерных офицеров, штурмфюрер Энгель, приказал вывести их в лес и добить. Палачей было только трое, жертвы кинулись в лес, и многие смогли спрятаться и дождаться прихода Красной Армии. С этого нечеткого фотоснимка на нас смотрят истощенные, измученные женщины.

Под бинтами на их руках - флегмоны и язвы, вызванные ядовитыми инъекциями. Но на лицах – робкие улыбки. Доставленные в деревню медикаменты, продукты, белье и одежда, организованный в гутовской школе лазарет, в котором помощь бывшим заключенным оказывали советские военные медики: врач-хирург, военфельдшер и две медицинских сестры, дали им надежду на жизнь.

Эта фотография и другие материалы о спасенных в Гутово еврейских женщинах почти 50 лет хранились в доме участника событий – уроженца ленинградской области, капитана административной службы, выпускника военно-фельдшерского училища имени Щорса 1941 г. Петра Никитовича Морозова. В 1994 г. он передал их вместе с рукописными воспоминаниями об организации медицинской помощи освобожденным узницам в Военно-медицинский музей.

Групповая фотография «Узницы еврейского женского лагеря в Гутово» (1945)