Блокнот агитатора Красной Армии (июнь 1944)

 

Победа в Великой Отечественной войне достигалась не только подвигами солдат на фронте, ударными темпами производства и героическими усилиями военных медиков, но и патриотической работой художников, писателей и публицистов. Они использовали различные формы и приемы информационного воздействия на солдат и на гражданское население для поднятия их боевого духа и создание четкого образа врага. Взяв на вооружение все средства идеологического и духовного влияния, военная пресса стала важным средством политико-воспитательной работы в условиях военных действий.


Публицистика в годы войны не имела себе равных. В агитационно-пропагандистскую работу было вовлечено значительное число институтов государства, возросло количество военных газет, литературно-художественных и политических журналов. Основной задачей работы журналистов было сплочение фронта и тыла, людей всех национальностей и социальных групп для достижения Победы. Кроме того, с началом войны руководство страны изменило систему идеологической работы: приказом Ставки Верховного Командования в июле 1941 года было создано Главное политическое управление Красной Армии, которое руководило пропагандой в армии. На основе собственной издательской базы ГлавПУ РККА выпускало газету «Красная звезда», журнал «Агитатор и пропагандист Красной Армии» и некоторые другие специальные военные издания. В том числе Управление выпускало и журнал «Блокнот агитатора Красной Армии», который до 1942 года носил название «Блокнот красноармейца-агитатора».


«Блокнот» являлся общественно-политическим журналом, который с августа 1942 года выходил дважды в месяц на русском, азербайджанском, армянском, грузинском, казахском, узбекском и татарском языках. В нем приводились сведения о подвигах советских людей на фронте и в тылу, пояснялась политика КПСС и Советского правительства по вопросам строительства Вооруженных Сил, разъяснялись требования военной присяги и уставов, пропагандировались революционные, боевые и трудовые традиции советского народа, а также приводился опыт армейских и флотских агитаторов.


Один из экземпляров «Блокнота агитатора» № 17 от июня 1944 года хранится в письменном фонде Военно-медицинского музея. «Блокнот» был получен в лагере Майданек на 6-7 день его освобождения от немцев частями Красной Армии. Внешне «Блокнот» представляет собой небольшую брошюру с бумажной обложкой, на которой кроме всего прочего помещен лозунг «Смерть немецким оккупантам!». На обратной стороне обложки находится карта, изображающая территории, освобожденные Красной Армией от немецкой оккупации. Материалы «Брошюры» носят яркий идеологический характер, помогая командирам и политработникам в деле повышения боевой и политической подготовки солдат и офицеров. «Блокнот» № 17 включает в себя статьи о «злодеяниях гитлеровских мерзавцев», о военных и политических итогах Германии после трех лет войны, о преемственности Красной Армии с наступательными традициями Суворова, некоторые факты и цифры, сведения о поставках США, Великобритании и Канады Советскому Союза, а также небольшую биографию воина Гражданской войны Олеко Чолича.


Ведя борьбу с безыдейностью и аполитичностью, «Блокнот агитатора Красной Армии» и другие специальные издания были призваны воспитывать в советских людях преданность Родине, национальную и военную гордость, а также мобилизовать население на борьбу с врагом. Но кроме такой чисто политической пропаганды существовала также популяризация гуманных начал. В «Блокноте» помещена статья А. Александровского «Кровь для раненых воинов», которая призывает становиться донором и помогать солдатам быстрее восстанавливаться от ранений. В период Великой Отечественной войны институты и станции переливания крови развернули широкую деятельность. Переливание крови получило массовое распространение, с первых же дней войны кровь стала доставляться на поле боя и во фронтовые госпитали. За время Великой Отечественной войны один только Центральный институт переливания крови отправил на фронт более ста тонн крови, а доноров в стране насчитывались миллионы.

 

Журналисты воевали пером и фотоаппаратом и внесли свой вклад в дело победы в Великой Отечественной войне. В чрезвычайной ситуации они создавали единое информационное поле для всех солдат Красной Армии и гражданского населения, тем самым конструируя образ единого народа с общей Родиной, за которую нужно постоять и на фронте, и в тылу.