Аптечка для отсеков подводной лодки образца 1941-1943 гг.

В фондах Военно-медицинского музея хранится множество предметов медицинского имущества, среди которого есть и небольшой металлический футляр темно-синего цвета. Это аптечка для отсеков подводной лодки образца 1941-1943 годов.

Почему такая аптечка особенная и что в ней хранится?

На корабле все должно быть закреплено – иначе при погружении или сильной качке незакрепленные предметы могут, сорвавшись, что-то повредить или кого-то травмировать. Поэтому аптечка тоже крепилась – чаще всего к переборкам между отсеками. Для этого у нее по бокам есть специальные крепежные «уши».

Согласно принципам борьбы за живучесть, каждый отсек подводной лодки должен быть оснащен подобной аптечкой. Что же в ней? Начнем с самого габаритного – косынка из хлопковой ткани. Вторым по размеру будет резиновый жгут. Металлические ножницы, борный вазелин в тюбике и множество ампул с нашатырным спиртом и йодом. Затем идут перевязочные пакеты, бинты, вата, марлевые салфетки и асептическая повязка. В комплект входили также таблетки пирамидона – болеутоляющего и жаропонижающего средства.

Особые условия в подводной лодке

Есть ли какие-то детали? Конечно! Сейчас о них и расскажем. На фотографиях хорошо видно, что все ампулы с йодом и нашатырем завернуты в кусочки марли. Это сделано не случайно – подводная лодка в движении постоянно вибрирует, в надводном положении происходит качка, во время боя корпус трясется от близких разрывов глубинных бомб. Все это губительно для стеклянных сосудов, поэтому все ампулы для смягчения тряски обернуты марлей.

Из-за высокой влажности и перепадов температуры внутри подводной лодки в аптечке нет никаких порошкообразных медикаментов, а все упаковки бинтов и ваты маленького размера. Последнее сделано для того, чтобы в случае использования тратился весь материал, т.к. сохранять вскрытую большую упаковку было невозможно (у нее терялась стерильность).

Для большинства случаев оказания первой помощи комплектации такой аптечки было вполне достаточно. Если же требовалась более серьезная помощь, то оказывалась не в отсеке, а фельдшером на пункте медицинской помощи лодки.