Cхема «Шоссейный автомобильный лазарет-транспорт» доктора медицины А.И. Андржеевского.

В экспозиции «Военно-санитарного музея» представлена указанная схема Экспонат создан в 1950 году художником Ленизо А.В. Шарыгиным.

Схема выполнена на белом листе ватмана размером 38х63 сантиметра и окантована под стекло. Основой для нее послужил рисунок, опубликованный в 1904 году в июльском номере Военно-медицинского журнала. Этот рисунок дополняет статью доктора медицины Александра Ивановича Андржеевского, старшего врача 34-го пехотного Севского полка. В своей статье А.И. Андржеевский указывает на значительные недостатки современных ему средств эвакуации. Он пишет о том, что езда в лазаретных линейках пехотного образца тяжела и мучительна даже для здорового человека из-за сильнойтряски , перевозка в них тяжелораненых на большие расстояния опасна для их жизни, а применение телег позволяет перевести всего одного-двух раненых.

Все несовершенства средств эвакуации заставили Андржеевского предложить проект шоссейного автомобильного лазарета-транспорта. Предполагалось, что из десяти отдельных вагонов-автомобилей, в каждый из которых помещалось бы восемь сидячих или четыре лежачих раненых, можно будет создать так называемый шоссейный санитарный поезд. В кузове вагонов-автомобилей было предусмотрено два яруса лавочек с мягкими сидениями. При этом верхние лавочки могли подниматься при необходимости. В том случае, если поезд должен был преодолеть небольшое расстояние и в вагоне перевозили сидячих раненых, то они занимали оба яруса. Если поезд следовал на далекое расстояние, то в вагон могли поместить четырех раненых бойцов, которые занимали бы все четыре лежачих места на обоих ярусах. Таким образом, с помощью поезда из 10 вагонов можно было бы перевозить 80 сидячих или 40 лежачих раненых. В кабине вагонов было предусмотрено место для машиниста (водителя) и фельдшера.

По плану А.И. Андржеевского десять вагонов шоссейного санитарного поезда дополнялись вагоном-лазаретом, в котором делались бы перевязки и проводились бы мелкие операции. Как и в других вагонах, в перевязочном вагоне левая половина имела нижнюю и верхнюю откидные лавки для врача и коменданта поезда. В правой половине были бы вдоль расположены перевязочный стол, ящики для перевязочного материала и инструментов. Разделяла бы эти половины движущаяся перегородка из парусины или брезента. В перевязочном вагоне предусмотрены приборы для кипячения молока, варки яиц, здесь также должны храниться съестные припасы.

Максимальная скорость шоссейного лазарета-транспорта составляет от 3-5 до 20 верст в час, мощность каждого вагона – 15-20 лошадиных сил. Стоимость каждого вагона автор статьи расценил в 7 тысяч рублей, вагона-лазарета – 8 тысяч. Для функционирования поезда требовался персонал: главный машинист-инженер, который разбирался бы в устройстве автомобиля, один комендант поезда (офицер), один врач и для каждого вагона машинист-водитель и фельдшер.

Далее А.И. Андржеевский приводит выкладки, доказывающие финансовую выгоду производства шоссейного лазарета-транспорта. По его расчетам, стоимость перевозки раненых в течение одного месяца на расстояние 100 верст по сравнению с эвакуацией на лазаретных линейках на лошадиной тяге меньше. На новом транспорте можно перевезти 600 легкораненых бойцов или 1200 тяжелораненых, тогда как на лазаретных линейках всего 180 легкораненых или 90 тяжелораненых. В первом случае эвакуация одного раненого обойдется в 1 или 2 рубля, во втором – 7 или 14 рублей. Расчеты автор приводит с учетом стоимости бензина и содержания лошадей. Кроме денежных преимуществ Андржеевский отмечает, что транспортировка на предлагаемом автомобиле из-за дутых шин и тройных рессор и мягких подушек будет для раненых гораздо комфортнее, чем на лазаретных линейках.

По мнению старшего врача Севского полка, в современную ему войну с японцами шоссейный автомобильный лазарет-транспорт мог быть предназначен для развозки раненых и больных по крупным лазаретам между Благовещенском, Мэргэнем, Цицикаром, Бодунэ, Гирином и Мукденом. К тому же с помощью него можно подвозить больных и раненых к санитарным поездам или к Амуру, к санитарным пароходам для их отправки в Европейскую Россию.

Первым российским серийным производителем нового транспорта могла стать автомобильная и велосипедная фабрика «А. Лейтнер», основанная в 1886 году купцом Александром Лейтнером в Риге. Фабрика могла бы изготовить любой вагон за 3-4 недели.

Несмотря на то, что проект Андржеевского сразу после опубликования стал разрабатываться в техническом отделе Главного Интендантства, получил благодарность Главного Управления Красного Креста, он остался нереализованным. Однако, схема шоссейного автомобильного лазарета-транспорта, свидетельствует о пытливом уме первого своего создателя и неизменно вызывает интерес у посетителей Военно- медицинского музея.

Cхема «Шоссейный автомобильный лазарет-транспорт» доктора медицины А.И. Андржеевского.