Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начитается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. Таким образом М.А. Булгаков описывает состояние эйфории, наступающее после введения морфия в кровь. В начале одноименного рассказа оно характеризуется как «высшая точка проявления духовной силы человека», но в реальности это просто погружение в забытьё. Что происходит с человеком в морфиновом сне и что ждёт его наяву?
Своё название морфий получил от имени бога сновидений – Морфея, сына бога сна Гипноса. И действительно, состояние, в которое погружается человек после инъекции морфия похоже на сон. Действие морфина начинается с ощущения тепла по всему телу, затем наступает расслабление. Человек постепенно погружается в состояние эйфории, характеризующееся лёгким головокружением. Во многом морфин схож с эндорфином – гармонном счастья, поэтому после его введения улучшается настроение, исчезают негативные мысли и даже повышается интеллектуальный уровень. Поэтому первое время кажется, что морфий действует как лекарство: употребляющий погружается в волшебное состояние: Одним словом, в нормальном сне музыка беззвучна… (в нормальном? Еще вопрос, какой сон нормальнее! Впрочем, шучу…) беззвучна, а в моем сне она слышна совершенно небесно. И, главное, что я по своей воле могу усилить или ослабить музыку.
Уже после 2-3 недель применения препарата возникает физическая зависимость от него. Морфин как наркотик необходимо вводить небольшими дозами после длительного перерыва, в случае передозировки может наступить глобальное поражение внутренних органов. Наркоман наслаждается эйфорией в течение часа, затем 10-12 часов продолжается его нормальная жизнь, а потом ему необходима новая инъекция морфия.
Если он её не получает, начинается синдром отмены (ломка), характеризующийся ухудшением настроения, тремором конечностей, упадком сил. Появляется грубость по отношению к окружающим. Герой М.А. Булгакова восклицает: Сам не знаю, как со мной это произошло. Раньше я был вежливым человеком.
Чем дольше человек потребляет морфий, тем больше доз в сутки ему требуется и тем сложнее протекает синдром отмены. Самая сильная стадия ломки проявляется жуткой головной болью, сильной рвотой, глубокой депрессией. У наркомана в жизни появляется только один смысл: достать дозу.
«Тоскливое состояние»!.. Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя… в теле нет клеточки, которая бы не жаждала… Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!
Морфий относится к опиумным средствам и был выделен в 1804 году немецким фармакологом Ф. Сертюрнером. Однако его широкое распространение началось с 1853 года после изобретения инъекционной иглы, то есть когда стало возможным подкожное впрыскивание препарата. С этого момента начинается распространение морфиновой зависимости. Морфий обладает успокаивающим и болеутоляющим действием, поэтому его начинают широко применять в армии во время боевых действий. После франко-прусской войны 1870-1871 годов почти половина немецких солдат и офицеров страдало зависимостью от морфия. Похожая ситуация наблюдалась и после гражданской войны в США. В 1879 году такая болезнь даже именовалась «солдатской». А в 1880 году злоупотребление наркотическими веществами, в том числе и морфием, было отнесено к болезни «наркомания».
Михаил Афанасьевич Булгаков сам некоторое время страдал от морфиновой зависимости, однако сумел полностью от неё излечиться. Наверно, поэтому он так подробно описывает состояние от потребления морфия и разрушение личности, к которому оно приводит. Целиком произведение не рассказ, а история болезни заживо погребённого человека. Погребённого в своей пагубной зависимости, разрушающей его изнутри.
Увидеть морфий первой половины 20 века можно на выставке «Медицина и литература».
