На этой неделе мы хотим представить уникальный экспонат – макет санитарного автобуса ГАЗ-55, который в 1950 году был изготовлен специально по заказу Военно-медицинского музея сотрудниками Ленинградского Отделения Художественного Фонда РСФСР. Макет выполнен из дерева, картона и металла в масштабе 1/10 н.в. и окрашен в зеленый и черный цвета. Сейчас этот экспонат представлен на основной экспозиции Военно-медицинского музея в зале, посвященном героизму медиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
К середине 30-х годов ХХ века назрела необходимость создания специального транспорта для эвакуации с поля боя раненых, поскольку используемые для вывоза раненых грузовики ГАЗ-АА и ЗИС-5 обладали недостаточной плавностью хода.
Серийное производство санитарных автобусов ГАЗ-55 было налажено в 1938 году на Горьковском автомобильном заводе. Кузов нового санитарного автобуса был спроектирован конструктором, инженером завода Юрием Наумовичем Сорочкиным на шасси грузовика ГАЗ-ММ. К шасси ГАЗ-ММ крепился деревянный каркас, который снаружи обшивался листовой сталью, а внутри фанерой. Машину ГАЗ-55 проектировали узкой для большей проходимости, у нее была незастекленная задняя двухстворчатая дверь, а в заднюю подвеску добавили четыре амортизатора для повышения плавности хода.
Санитарный отсек автобуса ГАЗ-55 был отделен от кабины, где размещались водитель и санитар, перегородкой и обогревался с помощью труб выхлопной системы, тепло от которой поступало через два калорифера, установленных на полу. Также санитарный отсек был оборудован тремя вентиляторами.
Благодаря конструкции санитарного отсека ГАЗ-55, в салоне можно было перевозить либо четырех лежачих раненых на носилках и двух сидевших на откидных сиденьях, либо двоих тяжелораненых на верхних носилках и пятерых на сиденьях.
К боковым стенкам санитарного отсека ГАЗ-55 были прикреплены откидные трехместные сидения с мягкой подушкой и спинкой. На переборке, отделяющей кабину водителя от санитарного отсека, есть еще два сидения, рассчитанные на одного раненого каждое. В перегородке за спинкой правого переднего сиденья также находится двухстворчатая дверь, для того, чтобы санитар мог быстро перемеситься при необходимости в санитарный отсек.
Для тяжелораненых в санитарном отсеке предусмотрены носилки, расположенные в два ряда. Носилки свободно перемещаются в салоне санитарного автобуса ГАЗ-55 с помощью направляющих труб, установленных на потолке и на полу. К направляющим носилки крепятся четырьмя амортизаторами.
Первое «боевое крещение» санитарный автобус ГАЗ-55 получил во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Затем этот автомобиль использовался для вывоза раненых в годы Великой Отечественной войны. ГАЗ-55 получил неофициальное наименование «фронтовая неотложка». В отличие от своих предшественников, грузовиков, использующихся для эвакуации раненых, ГАЗ-55 позволил бережно вывезти с полей сражений в лечебные учреждения значительное количество раненных военнослужащих, облегчить им страдания и спасти тем самым множество жизней.
Стоит отметить, что в настоящее время Военно-медицинским музеем проводится работа по реставрации уникального натурного экспоната, который был представлен ранее в основном экспозиционном корпусе на Лазаретном переулке, - автомобиля ГАЗ-АА, предшественника санитарного автобуса ГАЗ-55.