Русский военный лубок - уникальное явление, соединяющее в себе черты классического и народного искусства. Призванный выражать насущные представления народа в самых живых и ярких художественных образах, он служил средством пропаганды, незаменимым атрибутом формирования общественного мнения.
Представленная хромолитография является фрагментом работы "Зверство в Калише" российского художника Александра Петровича Апсита. В начале ХХ века мастер являлся членом различных творческих объединений, постоянным участником выставок, занимался рекламой, работал иллюстратором в журналах "Родина", "Звезда", "Нива". Во время гражданской войны стал основоположником жанра советского политического плаката. Исполнял серии открыток, в т.ч. посвященные Первой мировой войне.
Сюжетом данного лубка является беспрецедентный пример жестокости действующих войск по отношению к мирному населению. В 1914 году, в самом начале Первой мировой войны, польский город Калиш оказался в оккупации. Администрация покинула город до начала военных действий, но мирным жителям удалось договориться о введении военного положения и сохранения видимости спокойствия. Однако австрийские военные власти превышали все допустимые полномочия: не считаясь с положением оккупантов, пренебрегая призывами к милосердию, они безжалостно казнили горожан. После отхода командования на город обрушился шквал артиллерийских обстрелов. Нарушая международные соглашения о действии представителей Международного Комитета Красного Креста, провозглашаемые принципы нейтральности и беспристрастности в оказании медицинской помощи, военные не пощадили и женщин, призванных спасать жизни тяжелораненых и вышедших из строя солдат.
Как сказано выше, "Убийство сестер милосердия" является частью своеобразного диптиха под общим названием "Зверство в Калише". Другая часть изображения предельно реалистично демонстрирует расправу австрийских солдат над жителями города. Фрагмент, представленный в экспозиции музея, также является неполным - с неустановленной целью он был обрезан, что изменило формат листа, но не повлияло на композицию и общее впечатление от работы. Литография поступила в фонды музея в 1955 году, сейчас экспонируется в экспозиции в зале истории медицины первой четверти ХХ века.