Предмет недели – акварель Леонида Хижинского «Санкт-Петербургская Медико-хирургическая академия в ХVIII столетии»
Санкт- Петербург, день рождения которого отмечается 27 мая – город-памятник и город архитектурных памятников. Одним из них является главное здание с садом парадного двора Императорской Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии, расположенное на улице Академика Лебедева, 6, Боткинская ул., 8. С 1998 г. оно включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В экспозиции Военно-медицинского музея, в зале «Хирургический музей Императорской Медико-хирургической академии» экспонируется акварель Леонида Семеновича Хижинского, изображающее это прекрасное здание. Л.С. Хижинский (1896 – 1972) – советский гравер, рисовальщик и акварелист. Хорошо известны его книжные иллюстрации, выполненные в технике ксилографии. В годы Великой Отечественной войны работал в Ленинграде. Выполнил серию ксилографий «Пригороды Ленинграда, разрушенные фашистами».
Кроме того, художник активно сотрудничал с Санитарным управлением Ленинградского фронта, создавая художественные произведения, карты и схемы для экспозиции, посвященной истории военной медицины, часть из них входит сегодня в собрание музея. Среди них и эта акварель, датирующаяся периодом Ленинградской блокады – 1943 г.
Авторами комплекса Главного здания академии считаются два архитектора – Андрей Никифорович Воронихин и Антонио Порто. И если первое имя, имя автора Казанского собора, знакомо практически всем жителям и гостям города на Неве, то второе не слишком много говорит даже специалистам. По проекту и под авторским надзором Воронихина в Медико-хирургической академии была устроена первая русская терапевтическая клиника, которая открылась в январе 1806 г. Полагают также, что мастер интерьера Воронихин создал пейзажные и перспективные панно в духе Гонзаго на стенах конференц-зала.
Об Антонио Порто известно действительно немного. По происхождению он был итальянцем, жил в Швейцарии. Приехал в Россию в царствование Екатерины II, служил «практическим архитектором», был «каменным мастером», обучал «архитекторской науке и каменной кладке». К сожалению, сохранилось не слишком много подписанных Порто архитектурных чертежей, но известно, что он активно работал в Петербурге в конце XVIII первом десятилетии XIX в., он строил и перестраивал несколько зданий, связанных с жизнью Великого Князя Павла Петровича – Императора Павла I. Среди них и здание Императорской Медико-хирургической академии, которое строится под руководством Антонио Порто с 1799 г. По именному указу императора им возводится грандиозное здание в стиле классицизма с размещением там канцелярии, конференц-зала, библиотеки, комнат для учащихся, столовой, кухни.
Жизнь архитектора, судя по всему, окончилась трагически. Одни исследователи связывают смерть архитектора, дорожившего своей профессиональной честью больше, чем жизнью, со слухами о казнокрадстве и невысоком качестве работ при постройке здания. Слухи эти заставили сгуститься тучи над головой директора Медицинской коллегии тайного советника барона А. И. Васильева. архитектора Антонио Порто с помощниками отправили под суд. Архитектор не смог, якобы, пережить подобного позора. Другие историки архитектуры Петербурга полагают, что кончина швейцарца была связана со строительством особняка португальского консула Педро Лопеса на углу Девятой линии и Большого проспекта. Летом 1808 г. в строящемся здании обрушился свод. Хотя жертв не было, надворный советник Порто был публично обвинен в непрофессионализме. Как уже говорилось, профессиональная честь была для него дороже жизни. После 1809 г. в документах имя Антонио Порто не упоминается.
Акварель из коллекции Военно-медицинского музея, на которой изображено главное здание Медико-хирургической академии, может служить замечательной иллюстрацией увлекательных страниц истории Санкт-Петербурга -Ленинграда трех веков – XVIII, XIX и XX.