Модель мотобота типа «Кавасаки»

В фондах музея хранятся сотни моделей и макетов, многие из которых и сегодня удивляют мастерством изготовления и точностью проработки. Среди них есть и наш сегодняшний герой – модель мотобота типа «Кавасаки».Чем же он интересен и с чем связан?

Уже на слух становится понятно: «кавасаки» – явно нерусское слово. Так называется город и порт в Японии на острове Хонсю. По его названию именуют и моторно-парусные рыбные суда для прибрежного промысла. Интересно, что в СССР их производили на Дальневосточных верфях под этим же именем – «Кавасаки» (или МРБ-20 проект 285). Этот мотобот совсем небольшой – длина 11,9 метров, ширина 3,46 метров с грузоподъемностью до 5 тонн, осадка в среднем была 0,63 метра. Высота борта над верхней палубой чуть меньше метра. Мотоботы «Кавасаки» предназначались для ловли крабов сетями.

В военное время нередко торговый и рыболовецкий флот реквизируется для нужд вооруженных сил. В 1945 году так произошло на Тихом океане во время Советско-японской войны. Среди множества мелких судов выделялся гигант – пароход «Менжинский», являвшийся базой для нескольких мотоботов «Кавасаки». Имея могучие краны, «Менжинский» без труда поднимал из воды подошедшие к нему мотоботы и сгружал в свои емкости собранный улов. Только во время войны улов был совсем другой.

Самая яркая страница в истории «Менжинского» – высадка десанта на остров Шумшу. Этот остров, находящийся ближе всего к полуострову Камчатка и начинавший северную часть Курильской островной гряды, был с 1875 года в составе Императорской Японии. На нем имелся существенный гарнизон, опиравшийся на долговременные фортификации и имевший серьезную поддержку артиллерии и танков.

Бои за остров Шумшу 18-19 августа 1945 года были наиболее кровопролитными. Раненых невозможно было укрыть на простреливаемом участке берега, занятом советскими войсками и по мере сил их перевозили на транспорты. «Менжинский» стоял в 1-ом Курильском проливе довольно далеко от берега острова, и хотя сам пароход с натяжкой подходил для роли санитарного транспорта (много кают для перевязочных, смотровых, операционных целей), но была в нем конструкционная проблема, делавшая прием раненых очень проблематичной – высокие борта. Все же судно было не у причальной стенки, а на открытой воде. А большая часть транспорта, принимающего с берега раненых, была с низкой посадкой. Как не травмируя раненых переместить их в руки врачей?

Вот тут и пригодились мотоботы. Снуя в близи «Менжинского», эти маленькие суденышки сгружали на себя раненых, а затем уже их самих поднимали на уровень палубы санитарного судна и перегружали для оказания помощи. Всего от острова Шумшу «Менжинский» вывез 628 раненых, и в спасении жизней этих солдат и матросов сыграли свою роль и маленькие мотоботы типа «Кавасаки». Модель такого мотобота можно увидеть на выставке «Точка на карте. Точка в войне»