Анатомический театр

На протяжении тысячелетий, познавая мир, люди постоянно стремились проникнуть в тайны  строения человеческого тела. Древние астрологи представляли Вселенную в виде большого человеческого организма, разделенного на 12 частей, каждая из которых управлялась соответствующим созвездием.

Философы Древней Греции рассматривали человека как «микрокосм» – подобно «макрокосму» (символу Вселенной). Эти идеи развивались средневековыми схоластами и мыслителями  эпохи  Возрождения, для которых человек представлялся центром мироздания, а соразмерность человеческому телу –  мерилом прекрасного.

Ученые-медики эры Ренессанса с разрешения Церкви начали проводить публичные вскрытия трупов, превратив этот процесс в зрелище, получившее название «Анатомический театр».

Один из первых таких театров был построен в Падуе в 1594 г. и включал шесть галерей круглой формы, возвышавшихся над центральным столом, у которого трудился прозектор. Здание вмещало от 200 до 300 зрителей, которые рассаживались в соответствии со своим статусом и значимостью в городской жизни. Первый ряд предназначался для профессоров анатомии, преподавателей медицинского факультета университета и представителей городских властей. Второй и третий ряды занимали студенты-медики, а остальные места – городская публика. Зрители платили за вход, к их услугам были прохладительные напитки и музыка.

Экспозиция данного зала представлена двумя разделами. Первый – это собственно «Анатомический театр», в котором демонстрируются экспонаты из коллекции известного русского хирурга И. В. Буяльского, в том числе посмертная маска А. В. Суворова его работы, а также анатомические препараты и муляжи, секционные инструменты, произведения анатомической графики XVI – начала XVIII в. из собрания музея. 

Второй раздел является как бы учебным классом, где имеются интерактивные планшеты, иллюстрирующие строение и функционирование различных органов и систем человеческого организма, подлинные журналы вскрытий из анатомических театров XIX в.

Центральное место зала занимает баннер, на котором изображена реплика гравюры – фронтиспис (иллюстрация в книге, расположенная на левой стороне разворота титульного листа) труда основателя научной анатомии А.Везалия «О строении человеческого тела…» («De corporis humani fabrica libri septem»). Этот труд, состоящий из семи книг, коротко называется «Фабрика» (от латинского fabrica – строение). Автором фронтисписа «Фабрики» является художник Иоганн Стефан Ван Калькар (ученик Тициана), который изобразил в аллегорической форме один из анатомических театров того времени. Центральной фигурой является сам Везалий; здесь же можно видеть портреты современников А.Везалия – его сторонников и врагов.

С XV столетия на анатомические занятия постоянно приглашали художников, иллюстрировавших новые учебники по анатомии. Публичное анатомирование имело глубокий культурный смысл, воплощавший характерную для эпохи барокко идею репрезентации смерти – «смерти-зрелища». «Урок анатомии» становился уроком морали и благочестия.

Эра публичных анатомических театров продолжалась четыре столетия – с XV по XVIII в., но особенно популярным cтало их посещение в XVII в. Хорошо известно, что Петр I во время Великого посольства 1697 г. неоднократно присутствовал при вскрытиях трупов у известного голландского анатома Фредерика  Рюйша.

На исходе XVIII столетия нравы изменились, мертвое тело потеряло в глазах публики назидательную зрелищность. Анатомический театр теперь был интересен только для лиц, обучающихся медицине.