В фондах музея хранятся уникальные фотографии, на которых изображены различные моменты лечения и эвакуации раненых во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны. На одной из таких фотографий запечатлен момент погрузки раненого в санитарный самолет По-2. Фотография поступила в музей в сентябре 1944 года из расположения дивизионного медицинского пункта 220-ой стрелковой дивизии, действовавшей на 3-ем Белорусском фронте.
С 1934 года в нашей стране стали выпускать санитарный вариант биплана У-2 с гаргротом – колпаком, который размещался за кабиной пилота и предназначался для перевозки одного раненого на носилках. Санитарный самолет У-2 получил также наименование С-1. Позже, после смерти в 1944 году авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, разработавшего У-2, этот самолет стал называться По-2.
В тяжелых условиях войны вскоре после ее начала инженером Георгием Ивановичем Бакшаевым было предложено модифицировать санитарный вариант биплана У-2, который предусматривал погрузку только одного лежачего раненого на носилках в гаргрот за кабиной пилота. Бакшаев предложил использовать специальные съемные кабины (кассеты) для увеличения вместимости санитарного самолета. Кассеты были разработаны им 28 июня 1941 года. Они представляли собой площадку для носилок и легкосъемную, покрытую авиаполотном, крышку на деревянном каркасе над площадкой. Площадка и крышка образовывали обтекаемый контейнер. Кассета вмещала одного раненого на носилках, крепилась поверх нижнего крыла самолета. Раненый на носилках помещался в кассету через специальный люк.
Усовершенствованный с помощью кассет Бакшаева санитарный У-2 (или С-1) позволял эвакуировать трех лежащих на носилках раненых (один в гаргроте, два – в кассетах) и одного сидячего (в гаргроте, на месте, которое изначально предназначалось для сопровождающего медработника). Масса каждой кассеты была 17 килограмм, носилок – 9 килограмм. В августе 1941 года Ленинградский авиационный завод №23, на котором изготавливались самолеты У-2, был эвакуирован в Казань, где был объединен с казанским заводом №169 под общим названием Авиазавод №387. Первый У-2 казанской постройки поступил на летные испытания уже 2 сентября 1941 года. Со следующего года на казанском заводе под руководством Григория Бакшаева началось серийное производство кассет, названных его именем. Санитарный самолет с кабинами Г.И. Бакшаева получил наименование С-3.
На фотографии, хранящейся в Военно-медицинском музея, «Эвакуация раненых самолетом По-2» на черно-белой фотобумаге изображен завершающий этап погрузки раненого в самолет. Офицер держит в руках крышку люка, закрывающую кабину Бакшаева. За кассетой стоит боец, помогающий при погрузке раненого в самолет. Из кассеты виднеются носилки с размещенным на них бойцом, раненым в ногу. На фотографии, сделанной 3 августа 1944 года, запечатлен один из множества моментов эвакуации самолетами санитарной авиации, ведь в одном только 1941 году их было сформировано 295. Всего же посредством санитарной авиации, в том числе с помощью самолетов С-3, в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано 34 198 раненых и больных бойцов.
Несомненно, на фотографии «Эвакуация раненых самолетом По-2», хранящейся в фондах Военно-медицинского музея, изображено лишь одно мгновение трудного и продолжительного процесса эвакуации раненого бойца, однако из таких эпизодов сложилась героическая история спасения множества жизней в годы Великой Отечественной войны.
В Военно-медицинском музее на экспозиции «Музея военно-медицинской службы Красной армии» вы можете увидеть модель санитарного самолета По-2 с кабинами Бакшаева.
