Кинокартина «В город пришла беда», снятая Киностудией им. А. Довженко и творческим объединением «Телефильм» по заказу ЦТ СССР в 1966 г., в последние месяцы, кажется, стал одним из самых популярных советских телевизионных фильмов.
И это не случайно: в нем рассказывается о реальных событиях рубежа 1950–60-х годов в Москве, когда героическими усилиями врачей была остановлена начинавшаяся в Москве эпидемия натуральной оспы. Это была действительно беспрецедентная операция по локализации опасного инфекционного заболевания, завезённого в СССР одним человеком, в результате которой удалось предотвратить эпидемию в стране и её распространение за пределы государства.
В ней были задействованы силы Советской армии, КГБ, МВД, Министерства здравоохранения и других ведомств, участвовало почти 30 тысяч медработников, в Москву самолетами из разных городов СССР было привезено около 10 миллионов доз вакцины. Были вакцинированы более 5,5 миллионов москвичей и 4 миллионов жителей Подмосковья. Это стало беспрецедентной в мире акцией по вакцинированию населения, как по масштабам, так и по срокам. С момента заноса инфекции в Москву до устранения вспышки прошло 44 дня, а с начала организованной борьбы со вспышкой заболевания до ее полной остановки – всего 19. Заболели оспой 45 человек, из которых скончались трое.
Фильмы, основанные на реальных событиях, не часто снимались в нашей стране в эти годы (хотя случай и не был уникальным, стоит вспомнить «Возвращение святого Луки» 1970 г.). Режиссером проекта стал М.Е. Орлов (1925-2000), известный позже как создатель историко-революционных телесериалов «Сердце Бонивура» (1969 г.) и «Синдикат-2» (1980 г.).
В основу сценария фильма легла одноименная повесть журналиста и редактора Гостелерадио А.А. Милькова (1931 – 2004). Мильков был и автором сценария фильма. Авторам удалось создать уникальную, суровую атмосферу, не дать картине встать на накатанные рельсы «фильма-катастрофы», чему способствует и сложный, «рваный» монтаж, и очень скупая, иногда обвиняемая в неэмоциональности, игра актеров.
С последним трудно согласиться. Профессора-эпидемиолога Ивана Алексеевича Махотина сыграл Д.И. Ильченко (1894-1977), артист, начавший сниматься еще в 1914 г. Первой его заметной ролью стал образ отца главного героя в «Кавалере Золотой звезды» (1951 г.). Зрителю запомнились его работы в фильмах по произведениям М.А. Шолохова: Пантелей Мелехов в «Тихом Доне» Сергея Герасимова, дед Миши в «Нахалёнке» Евгения Карелова и старый казак в «Они сражались за Родину» Сергея Бондарука.
Врача Георгия Ивановича Никольского воплотил на экране актер Малого театра Г.И. Куликов (1924-1995). Одной из самых известных его работ стала роль следователя Генпрокуратуры Лекарева в знаковом «оттепельном» фильме «Человек, который сомневается» Леонида Аграновича (1963 г.). Вспоминается и его исполнение роли любимого учителя Сани Григорьева - Ивана Павловича Кораблёва – в шестисерийном телевизионном фильме 1976 г. «Два капитана». Еще одного врача - доктора Гурьева, сыграл отец К.Ю. Лаврова - Ю.С. Лавров (1905 – 1980).
У фильма «В город пришла беда» была непростая судьба: не слишком успешно пройдя по телевидению, на долгие годы он стал учебным фильмом, широко использовавшимся на мероприятиях по Гражданской обороне.
События 2020 г., несомненно, актуализировали и эту ленту, и затронутые в ней реальные события. Фильм стоит посмотреть, а после посетить экспозицию Военно-медицинского музея, которая рассказывает об истории борьбы российских врачей с эпидемиями от «моровой язвы» до «испанки».