Продолжаем путешествовать с рубрикой «Медицинская География!» Сегодня мы отправимся в Казань и попадем на лекцию в анатомический театр. А еще посмотрим на органокомплекс. Его можно увидеть в зале Анатомического театра в Военно-медицинском музее.
Первый русский анатомический театр появился в Москве в 1706 году. Создал его, конечно, царь-реформатор Петр I. Во время Великого посольства он побывал в анатомическом театре голландского города Лейдена и настолько впечатлился, что прослушал целый курс лекций. Знаменитый медик Рюйш показал русскому царю свою коллекцию препаратов и открыл секрет бальзамирования.
Вернувшись в Россию, Петр I решил завести свой анатомический театр. Царь считал, что его подданным полезно узнать, как устроено человеческое тело. Поэтому сподвижники Петра I часами просиживали в театре, наблюдая, как вскрывают трупы. У большинства это зрелище энтузиазма не вызывало. А царю нравилось: он «сам при разъятии мёртвых тел многократно присутствовал» и приобрел «навык их методически разлагать». Кстати, возглавил театр врач Николас Бидлоо – тот самый, который учредил первый русский госпиталь и стал директором медицинской школы.
В 1726 году открылся Анатомический театр при Академии наук. Там распоряжался немецкий профессор Иоганн Георг Дювернуа. На своих представлениях Дювернуа вскрывал не только человеческие тела, но и трупы редких животных – львов, леопардов, а однажды даже слона. Анатомия к тому времени из необычного развлечения превратилась в серьезную науку. Дювернуа читал лекции для всех желающих, а позднее начал публиковать статьи по вопросам анатомии.
В это время ученик Дювернуа, Иосиас Вейтбрехт, из простого ассистента превратился в первоклассного анатома. А еще он неожиданно стал первым судмедэкспертом. Ему было поручено вскрывать тела, найденные полицией. Научные заслуги Вейтбрехта были так велики, что в 1731 году он был избран академиком по кафедре физиологии. А через несколько лет он издал первое в мире руководство по синдесмологии, то есть по устройству суставов, связок и сочленений. Книга Вейтбрехта до сих пор считается самым исчерпывающим трудом по этой теме.
Постепенно анатомические театры из места для публичных лекций превратились в аудитории для студентов-медиков. Туда поставляли тела, не востребованные родственниками. В основном это были трупы бездомных или лиц «неустановленного рода занятий». Считалось, что попасть после смерти в анатомический театр вместо честного христианского погребения очень страшно. Впрочем, были оригиналы, которые завещали свои тела Академии наук – специально для исследований.
В XX веке анатомические театры совсем исчезли. Сохранился только один. В здании Анатомического театра при кафедре анатомии Казанского медицинского университета сейчас работает музей. Ему уже почти двести лет. Там хранятся уникальные коллекции препаратов – от забальзамированных органов до настоящих скелетов. Экспозиция посвящена человеческой жизни – от зачатия до смерти. А еще – тому, что происходит после. Здание, в котором находится музей, украшено колоннами и фризом, на котором написано: «Hiс lokus est, ubi mors gaudet succurrere vitae» – «Здесь место, где смерть рада помочь жизни».
А в Военно-медицинском музее каждую среду в 18:30 можно посетить представление «Вечер Анатомического театра». Суровый прозектор, коварный инквизитор и чумной доктор раскроют перед гостями тайны человеческого тела и расскажут, как изучали анатомию в Средние века и в эпоху Возрождения.