Как боролись с эпидемиями во время Великой Отечественной?

В тяжёлые военные годы и перед фронтовыми врачами, и перед медиками, оставшимися в тылу, встали новые задачи – более масштабные, чем раньше. Постоянно велась санитарно-просветительная работа. Бойцам и работникам тыла разъясняли правила личной гигиены. Медики и санинспекторы следили за питанием, проверяли качество воды – ее обеззараживали специальными таблетками, фильтровали и кипятили.

Чистота залог здоровья на войне

Везде, где это было возможно, создавались передвижные бани и прачечные, в которых одежду и белье обрабатывали от паразитов. Всех больных с симптомами, напоминающими признаки заразных болезней, старались изолировать.

Массовые эвакуации, мобилизация и постоянные перемещения огромного количества людей привели к вспышкам заразных заболеваний. Еще сильнее ухудшила ситуацию невозможность соблюдать довоенные санитарно-эпидемиологические нормы: даже доступ к чистой воде нередко был ограничен, не говоря уже о средствах личной гигиены. Зараженных следовало изолировать от здоровых, обеспечивать им уход и покой, но это было чрезвычайно сложно сделать в условиях постоянно движущейся линии фронта или во время эвакуации.

Массовая вакцинация от инфекционных заболеваний

Меры по предотвращению эпидемий заразных болезней начали принимать уже в первые недели войны. Было издано «Положение о медико-санитарном обслуживании населения, эвакуируемого из угрожаемых районов». Началась массовая вакцинация жителей крупных городов и призывников. Прививали против самых распространенных инфекционных заболеваний – тифа, дизентерии, холеры и столбняка. Часто использовалась тривакцина, защищавшая от брюшного тифа и паратифов.

Уже в начале войны два врача-иммунолога, супруги Н.И. Александров и Н.Е. Гефен создали поливакцину НИИСИ против семи инфекций. Этот состав – однократного применения, а не трехэтапный, как раньше – позволил быстро иммунизировать военнослужащих. Другой опасной инфекцией оказалась туляремия. Эту заразную болезнь, для которой характерны резкое повышение температуры, лихорадка, боли и увеличение лимфоузлов, распространяли мелкие животные – зайцы, кролики, мыши-полевки.

Гигиена и дезинфекция в Сталинграде

Вспышка туляремии произошла в конце лета 1942 года под Сталинградом. Советские ученые, знакомые с болезнью, применили первую в мире живую противотуляремийную вакцину, созданную Н.А. Гайским и Б.Я. Эльбертом, и во многом благодаря ей эпидемию удалось остановить. При этом туляремия на некоторое время стала своего рода союзником советской армии: лихорадка так подкосила войска противника, что наступление под Сталинградом им пришлось отложить.

Какое-то время в Сталинграде свирепствовала и холера. Однако к этой болезни горожане оказались подготовлены: постоянная дезинфекция водопроводов и мест общего пользования и противоэпидемические меры достаточно быстро остановили ее распространение. Огромную роль в победе над холерой сыграла деятельность З.В. Ермольевой – она организовала в Сталинграде производство холерного бактериофага.

Санитарно-эпидемиологические службы блокадного Ленинграда

Сильнее всего страдали от заразных болезней ленинградцы, которых блокада лишила большей части городских коммуникаций. Жители осажденного города продолжали соблюдать личную гигиену, насколько это было возможно, но в замерзших домах, без доступа к водопроводу, им приходилось трудно. Ситуацию ухудшал ослабленный иммунитет ленинградцев. Страшными врагами стали вши и крысы – переносчики инфекционных заболеваний. Тем не менее, несмотря на вспышки тифа, кори, гепатита, дифтерии и туберкулеза, периодически возникавшие в городе, массовых заболеваний удалось избежать. Санитарно-эпидемиологические службы оставались на страже здоровья ленинградцев. На Ладожском озере, на фронте и в городе были организованы санитарно-контрольные, обсервационные и изоляционно-пропускные пункты, а также банно-прачечные отряды.

 

Больных отправляли в инфекционные госпитали. Работала знаменитая инфекционная больница имени С.П. Боткина – ее сотрудники в феврале 1942 года предотвратили распространение сыпного тифа. Постоянно применялись дезинфекционные средства – например, мыло «К», которое неприятно пахло, но уничтожало вшей и клопов. А весной 1942 года, когда самые страшные блокадные месяцы остались позади, тысячи ленинградцев вышли на уборку города – вывезли тонны мусора, нечистот и грязного снега, собрали и захоронили трупы тех, кто не пережил голода.

Благодаря всем принятым мерам доля инфекционных заболеваний в общей статистике военных лет составила только 9% – ничтожно малое число, если учесть, в каких условиях приходилось бороться с заразными болезнями. Совместная работа медицинских и санитарно-эпидемиологических служб позволила не только избежать эпидемий, но и изобрести новые методы предотвращения инфекций.