Продолжаем путешествовать с рубрикой «Медицинская География»! Сегодня мы отправимся в Уфу. Здесь в годы Гражданской войны находилась ставка Верховного правителя России – А.В. Колчака. Тут же помещался центр белой пропаганды – издавались газеты, плакаты и листовки.
Мы расскажем про эпидемию сыпного тифа и увидим, как с этой болезнью боролись Белая и Красная армии. А еще посмотрим на заграничные лекарства – они экспонируются в зале «Военно-санитарный музей».
Сыпной тиф – это очень страшная болезнь. Начиналась она с озноба, лихорадки, болей в голове и спине. Потом появлялась сыпь. Повышалась температура, сознание путалось, больные бредили. Если удавалось пережить кризис – резкое падение температуры – болезнь отступала. Но был еще и возвратный тиф. Он приносил новые приступы лихорадки и пневмонию. Болезнь убивала ослабевшего человека за считанные дни.
У военных медиков в годы Гражданской войны было два главных врага: дефицит лекарств и антисанитария. Причем от них страдали обе армии – эпидемии не щадили никого. В Гражданскую войну была разрушена вся инфраструктура. На фронт с трудом доставляли продовольствие – что уж говорить о медикаментах? Не хватало не только лекарств, но и перевязочных средств, хирургических инструментов, даже мыла для бань и чистого белья для госпиталей. Неудивительно, что солдаты стали первыми жертвами эпидемий.
Основной проблемой были перебежчики. Те, кто сдавался в плен или добровольно переходил на сторону другой армии, часто были заражены и передавали болезнь новым товарищам. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко докладывал, что 80% перебежчиков-белогвардейцев оказались больны. Это случилось из-за того, что в деникинских и колчаковских войсках почти не делали прививок.
Беженцы тоже распространяли болезни. На вокзалах, в пересылочных пунктах, в тюрьмах – везде огромные массы людей неделями, а то и месяцами жили без воды, без мыла, без чистой одежды. Тут же лежали больные, здесь же валялись трупы – их некому было хоронить. Эпидемии вспыхивали ежеминутно.
Заражалось и мирное население. Быстрее всего эпидемии распространялись в крупных и приграничных городах, которые все время переходили из рук в руки. Одним только тифом в 1918-1920 годах переболело не меньше 25 миллионов человек. Сыпняк и возвратный тиф убили около 700 тысяч человек. В Красной армии пытались вести статистику заболеваний. Подсчитали, что за три года войны заразились 2 миллиона 253 тысячи человек. Больных оказалось больше, чем раненых и убитых!
Больше всего неприятностей доставляли вши. Они прятались в складках одежды, белье, волосах. Вошь – единственное насекомое, которое переносит возбудитель сыпного тифа. Неудивительно, что это противное создание превратилось в символ инфекции. Поэтому «борьба с тифом» превратилась в «борьбу с вошью». В 1919 году В.И. Ленин заявил: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!».
Борьба с сыпным тифом велась по всем фронтам. Во-первых, красноармейцев начали вакцинировать. К 1922 году среди бойцов почти не было непривитых. Во-вторых, наладили выпуск лекарств. Советская власть смогла преодолеть нарушенный импорт. Заграничных медикаментов больше не было, зато появились свои. Вскоре их можно было достать в любой аптеке. В-третьих, создали сеть карантинов – никто не мог попасть в зараженные районы или выехать из них, а тифозных больных отправили в специальные госпитали.
Наконец развернули пропаганду чистоты. Окна РОСТа, большие плакаты, яркие листовки кричали: «Уничтожайте вошь! Стирайте белье! Не разводите грязи!». В армию приезжали лекторы из санпросвета. Бойцам показывали фильмы о тифе и объясняли, как уберечься от болезни. Так советская власть победила эпидемию.
А вот Белой армии не удалось справиться с болезнью. Пропаганда гигиены почти не велась или была недостаточно наглядной и убедительной. Ни листовок, ни газет, посвященных санпросвету, не выпускали. Все, что было у медиков – запас лекарств, в том числе заграничных, как на последней картинке. Поставить фармацевтическое производство «на поток» белые правительства не смогли. Когда войска начали отступать, скученность довершила то, чего не сделали перебежки. Тиф почти полностью уничтожил целые армии и еще долго не оставлял эмигрантов в покое.
Узнать, как боролись с тифом и другими инфекционными заболеваниями в российской армии, можно на экспозиции Военно-медицинского музея. А ещё завтра у нас открывается выставка, посвящённая истории петербургских аптек - там можно будет посмотреть на старинные рецепты и фармацевтические инструменты.