Владимир Хавкин — победитель холеры и чумы

Владимир Аронович Хавкин, эпидемиолог и бактериолог, вошел в историю как победитель двух страшных болезней – чумы и холеры. Каким же был его жизненный путь?

Владимир Хавкин родился в Российской империи, в городе Одессе, образование получил в Бердянске. В 1884 году окончил Новороссийский университет, где был учеником знаменитого ученого Ильи Ильича Мечникова. Вслед за своим наставником в 1888 году Хавкин переехал в Швейцарию, где преподавал в Лозаннском университете, а через год по рекомендации Мечникова стал сотрудником Пастеровского института в Париже. Он смог устроиться в библиотеку института, а в свободное время работал в лаборатории.

Институт Пастера был открыт в ноябре 1888 года. Его первым директором и организатором научной работы стал сам Луи Пастер, французский микробиолог. Он пригласил работать в институте лучших европейских химиков и биологов, в том числе Мечникова. Ученые исследовали природу различных заболеваний – бешенства, сибирской язвы, столбняка, дифтерии и так далее. Важным направлением работы института стало создание так называемых пастеровских станций – пунктов прививок от бешенства. Слава о вакцине Пастера распространилась так далеко, что к нему привозили больных из Российской империи.

Хотя сам ученый считал, что инкубационный период бешенства достаточно длинен, чтобы успеть довезти больного даже из самой отдаленной российской губернии, на практике выяснилось, что прививка должна быть сделана как можно быстрее. Так Россия стала первой после Франции страной, где появилась пастеровская станция. Ее открыли в Одессе по инициативе Мечникова в 1886 году. Уже после того, как опыт российских прививок по французскому образцу был признан успешным, такие же станции начали открывать в Западной Европе.

Владимир Хавкин тоже занимался проблемами предупреждения вирусных заболеваний и созданием вакцин. Он старался победить две древние, заразные и очень опасные болезни – чуму и холеру. Раньше от них не было лекарства – только естественная иммунизация после перенесенного заболевания. Но шансов выжить было немного.

Когда Хавкин приступил к исследованиям, в мире бушевала пятая пандемия холеры, которая началась в Азии. Владимиру Ароновичу удалось получить вакцину в 1892 году. К тому моменту холера свирепствовала уже десять лет, а боролись с ней только с помощью карантина. Вакцина Хавкина была создана на основе сыворотки крови переболевших холерой животных – кроликов и морских свинок. Ученый не побоялся испытать вакцину на себе, и 18 июня 1892 года поздравил себя с успешным завершением эксперимента.

Однако его коллеги из других стран не разделяли его оптимизма. Многие считали, что создать вакцину против холеры невозможно: в их числе был даже первооткрыватель туберкулезной палочки Роберт Кох. Не принимали вакцину и правительства тех государств, которым ее предложили сотрудники Пастеровского института. Неудивительно: идея специально заражать людей холерой, пусть и ослабленной, казалась сомнительной, несмотря на то, что, например, оспу прививали уже целое столетие.

Идею Хавкина поддерживали многие: так, Антон Павлович Чехов, который в то время боролся с холерой в своем имении Мелихово, отмечал, что исследования Владимира Ароновича перспективны, но его достижениями по многим причинам никогда не согласятся воспользоваться. Британское правительство, однако, допустило, чтобы Хавкин начал массовую вакцинацию в Индии, которая больше всего страдала от пандемии. Владимир Аронович отправился в эту страну и провел в ней больше двадцати лет.

В 1893 году он начал прививать от холеры жителей Индии. Поначалу его встретили с недоверием: в одной из деревень, где Хавкин открыл прививочную станцию, врачей попытались забить камнями и палками. Однако Владимир Аронович совершил настоящий подвиг: он встал в дверях своей лаборатории, снял рубашку и на глазах погромщиков сделал себе укол вакцины. Потрясенные жители деревни после этого согласились привиться. Дальше деятельность Владимира Ароновича была более успешной: его вакцина иммунизировала больше 40 тысяч человек, смертность от холеры в Индии упала на 90%, заболеваемость – на 70.

Параллельно Хавкин разрабатывал вакцину от чумы, и здесь тоже добился победы. В 1896 году он остановил вспышку чумы в Бомбее (ныне Мумбаи). Эта эпидемия была страшной: люди погибали сотнями. Владимир Аронович организовал лабораторию, где в маленькой комнате в колбах с мясным бульоном росли колонии чумных бактерий. Эти колбы нагревали, и чумные палочки погибали, а «материал», необходимый для иммунизации, оставался. Ученый работал в спешке, проводил за лабораторным столом по 12-14 часов в сутки, и в конце концов сумел успешно привить чуму лабораторным крысам. Затем он, как и ранее с холерой, заразил чумой самого себя и вколол себе вакцину. Состав оказался безопасным, и жители Бомбея были спасены.

После этого британское правительство наконец оценило работу ученого в своей колонии: в 1897 году королева Виктория наградила Владимира Ароновича орденом Индийской империи. Однако на этом его приключения не закончились: впереди были интриги недоброжелателей, изгнание из созданной им противочумной лаборатории, годы общественной деятельности и даже поездка в СССР. Владимир Аронович Хавкин совершил невероятно много, но главным делом его жизни была победа над болезнями и забота о здоровье людей.