Среди открыток, хранящихся в Военно-медицинском музее, особый интерес вызывают открытые письма времен Первой мировой войны. В этот период их выпускали с благотворительными целями: деньги от продажи художественных почтовых карточек шли на нужды фронта, кроме того, сами открытки зачастую направлялись солдатам и офицерам, чтобы те могли сохранять связь с родными.
Отправкой необходимых грузов на передовые линии занимался и Склад ее Величества Императрицы Александры Федоровны. По велению императрицы он был организован при Зимнем дворце и начал свою работу уже 23 июля 1914 года. Среди многочисленных отделов Склада были отделы «Перевязочных материалов» и «Медицинский». Первый занимался изготовлением бинтов, компрессов и индивидуальных пакетов, которые направлялись на фронт и иногда выдавались санитарам и воинским частям, прибывавшим в Москву. «Медицинский» же отдел занимался закупкой медикаментов, лечебных сывороток, вакцин, медицинских принадлежностей и хирургических инструментов, которые также направлялись в госпитали и лазареты, находящиеся на передовых позициях. Кроме того, при совместной работе этих двух отделов была установлена форма индивидуальных пакетов, компрессов и прочих перевязочных предметов, которые выдавались воинам.
Первое время работы Склада грузы доставлялись на фронт поездами Российского Общества Красного Креста, но уже вскоре императрица выделила два поезда, которые стали Подвижными Складами. Они требовали усиленного снабжения, поэтому некоторое время организация занималась обеспечением исключительно собственных поездов. Однако уже в 1915 году появилась большая потребность в респираторах, поэтому Склад стал работать и на организацию Его Императорского Высочества Принца Ольденбургского. Для нее только летом 1915 года было изготовлено 1 210 000 респираторов.
Кроме одежды, продовольствия и медикаментов Склад поставлял для офицерского и солдатского обихода почтовые открытки. За год деятельности, с июля 1914 по июль 1915, Склад направил на фронт 1 223 956 открытых писем. Одно из них и хранится в фондах Военно-медицинского музея.
На лицевой стороне открытки размещена иллюстрация художницы Е.П. Самокиш-Судковской – дочери военного инженера, которая входила в Первый дамский художественный кружок, а также в круг художников «Мира искусства». В деятельности этого общества активное участие принимали женщины, которые, в отличие от мужчин-мирискуссников, не имели возможности обучаться в Академии художеств. Тем не менее, они внесли значительный вклад в развитие русской печатной графики, и иллюстрация Самокиш-Судковской яркий тому пример.
Работа художницы выполнена в самобытном стиле: в ней язык и эстетика зарубежной графики соединяется с яркой национальной тематикой и «русским стилем», который стал особенно популярен после знаменитого костюмированного бала 1903 года. В мягких формах и почти эскизных очертаниях угадывается фигура самой императрицы Александры Федоровны, одетой в свой маскарадный русский костюм 1903 года. Она раздает собравшимся на переднем плане воинам вещи, которые как бы стекаются со всей империи на нужды фронта. Эти вещи были собраны силами всего русского народа, а потому за императрицей собралась толпа людей разных сословий, также одетых в традиционные допетровские костюмы.
Графика почтовых открыток была близка плакатам, а благодаря своему легкому распространению и широкому хождению открытые письма имели существенный агитационный потенциал, что отражается и в данном экземпляре. Одну из работ Самокиш-Судковской можно увидеть в «Картинном зале» Витебского вокзала, где размещено панно об истории железной дороги авторства Елены Петровны и ее мужа Н.С. Самокиша. А после можно дойти до расположенного рядом Военно-медицинского музея и познакомиться с примерами почтовых открыток и агитплакатов разных периодов Отечественной истории, чтобы сравнить их стили и настроение.