Владимир Даль | Медицина и литература

Научную деятельность Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872) по сегодняшним меркам можно назвать поистине междисциплинарной. Родившись в семье врача морского ведомства Иоганна Христиана Даля, Владимир Иванович продолжил дело отца и в 1826 году поступил в Дерптский университет. В тот момент в Дерпте обучалась целая плеяда будущих выдающихся деятелей отечественной медицины, среди которых были Н.И. Пирогов, Ф.И. Иноземцев, Г.И. Сокольский, А.М. Филомафитский, А.П. Загорский.

Владимир Иванович также был среди лучших студентов университета. Он увлекся хирургией, проводил успешные операции и был удостоен серебряной медали. Однако В.И. Даль был вынужден досрочно закончить обучение в 1828 году, чтобы отправиться на театр Русско-турецкой войны со званием лекаря 1-го отделения. А уже в 1829 году он защитил «Диссертацию на соискание ученой степени, излагающей наблюдения: успешной трепанации черепа и скрытых изъязвлений почек», после чего вновь вернулся на войну.

В 1832 году Владимир Иванович вернулся в Санкт-Петербург и стал ординатором в Военно-сухопутном госпитале, но уже в 1833 году он оставил госпиталь с его бюрократическими сетями и начал карьеру чиновника. Однако интерес к медицине у Владимира Ивановича сохранялся на протяжении всей жизни — он не мог отказать в помощи нуждающимся.

Любовь к медицине прослеживается и в его знаменитых трудах, которые являются срезом народной жизни того периода. В этнографическом сборнике «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа» В.И. Даль не только отображает поверья и практики народной медицины, но и дает научный комментарий медика, где высказывает свои мысли и суждения, истолковывает принцип работы народных рецептов врачевания. Так, в сборнике приводится следующий пример: «От криков младенцев, должно вытряхнуть из маковки все зерна, налить туда теплой воды, взять ребенка, отнести его на чердак, под насест, где сидят куры, нашептать заговор, перевернуть ребенка через голову, воротиться и дать выпить воду». Дальше сам Владимир Иванович дает разъяснение: «Явно, что здесь ребенку дается легонький сонный напиток; а чтобы он не перестоялся и не сделался слишком крепким, то придумали определить время прогулкой на чердак, под насест и обратно».

Владимир Иванович отдавал должное народной смекалке в вопросах врачевания, но отмечал, что не все средства являются напрямую рабочими. Тем не менее, он имел возможность самостоятельно убедиться в действенности эффекта «плацебо»: «Настойчивость и сильная, непоколебимая воля и в этом деле, как во многих других, несмотря на все нравственные препоны, достигали нередко целей своей, а спросите чем? Глазами, иногда может быть речами, а главное, именно силою своей воли и ее нравственным влиянием».

Изучая этнографический сборник, а также другие труды Владимира Ивановича, среди которых и знаменитый «Словарь живого великорусского языка», можно заметить, как часто он обращался к вопросам силы воздействия слова на сознание и организм человека. Не отрицая лингвотерапевтического эффекта народных заговоров, работавших на эффекте «плацебо», Даль показывал, что слово может являться источником выздоровления и заболевания человека. Это еще раз показывает, насколько широкими были взгляды В.И. Даля, который обращался не только чисто медицинским вопросам, но и к проблемам психологии, лингвистики, этнографии и тд.